Направления развития электронной коммерции и ритейла обсудили на форуме Retail Week Central Asia в ходе сессии «Опыт государственного регулирования в ритейле и электронной коммерции», 16 октября 2024 года в Ташкенте.
Ахмаджон Джураев, заместитель начальника управления по развитию и регулированию электронной коммерции НАПП Республики Узбекистан, рассказал о том, что сфера электронной коммерции в Республике достаточно молодая, но постоянно развивается с точки зрения технологий. В прошлом году она была передана в Национальное агентство перспективных проектов. Государство, по словам спикера, всячески стимулирует развитие этой электронной коммерции. Так, для юридических лиц действуют пониженные налоговые ставки на прибыль в размере 7,5% вместо 15%, а для малого бизнеса ставка снижена с 4% до 2% при условии, что выручка от электронной коммерции составляет 90%.
Спикер также рассказал, что рост рынка электронной коммерции подстегнул развитие платежных систем. Сейчас в Республике действует 40 различных площадок и около 30 мобильных приложений. Товарооборот в рассрочку достигает 400-500 млн долларов в год. По прогнозам он достигнет 2 млрд к 2027 году. Республика также активно налаживает международное сотрудничество в этой сфере. В частности, заключено соглашение с ШОС и Организацией тюркских государств. Эксперт уверен, что эти соглашения дадут новый импульс развитию электронной коммерции в Республике.
Артем Соколов, президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), рассказал, что в настоящий момент в России 15-16% рынка занимают онлайн продажи, в некоторых других странах он может достигать уже 30%. При этом 57% торговли осуществляется через маркетплейсы. Потенциал роста рынка в России эксперт оценивает как двукратный. Спикер также поделился своим видением относительно того, как развивается электронная коммерция. По его словам, у этого рынка есть особенность – мир без границ, «можно заказать любой товар из любой точки мира и его привезут». Он обратил внимание, что в России давно существует регулирование рынка электронной коммерции на законодательном уровне. «Регулирование важно сохранять таким образом, чтобы позволить ему развиваться, не предъявлять избыточных требований. Важно, чтобы клиент имел набор гарантий, чтобы можно было вернуть деньги и товар, и это всегда залог успеха. У нас базовая гарантия возврата в течение 7 дней неважно по какой причине. Это дает клиенту гарантию, что в онлайн-канале его не обманут», — рассказал спикер.
В ходе дискуссии эксперты коснулись проблемы контрафакта. Азимжон Ахмаджонов, начальник управления Маркетинга МИПТ Республики Узбекистан, отметил, что Республика Узбекистан активно борется с этим явлением. В стране усилена ответственность за незаконное использование чужих товарных знаков и географических указателей. Также внедрена практика вознаграждения лиц, сообщивших о нарушениях в области оборота контрафакта. «Уничтожается контрафакт в присутствии СМИ и общественности. Усилена роль СМИ в этом вопросе», — резюмировал эксперт.
Никита Кузнецов, директор Департамента развития внутренней торговли Минпромторга России, рассказал, что в России разрабатывается на законодательном уровне усиление ответственности операторов электронной торговли «за товары, которые продаются на его площадке, под страхом штрафных санкций». «Они (операторы, ред.) сами должны придумать, как это сделать. Проверять каждый товар на соответствие лицензии или придумать какой-то алгоритм», — уверен эксперт.
Иван Бабухадзе, директор Союза независимых сетей России, согласен с коллегами, что бизнес должен быть справедливым для всех: «Законы должны быть одинаково применены ко всем – для онлайн и офлайн торговли. Государственное регулирование – это основа, которая будет в помощь онлайн-форматам, и мы будем все работать на одном конкурентном поле».